Вечёрка | Новости

Физики впервые в истории обратили время вспять (2)

РИА Новости, 13 марта 2019, 16:54
Иллюстративное фото AP/Scanpix
Российские ученые совместно с коллегами из США и Швейцарии заставили квантовый компьютер вернуться на долю секунды назад, тем самым они "нарушили" второй закон термодинамики – заставили время обратиться вспять, пишет РИА Новости со ссылкой на Scientific Reports.

Как пояснил изданию Гордей Лесовик из Московского Физтеха в Долгопрудном, одной из основ современной физики и космологии является концепция так называемой "стрелы времени" – постулат о том, что время в нашей Вселенной движется исключительно в одном направлении, из прошлого в будущее, и "перемотать" его назад невозможно.

Этот принцип, который ученые часто называют "вторым законом термодинамики", считается нерушимым правилом, управляющим жизнью всей Вселенной на всех уровнях.

Однако три года назад Лесовик и его коллеги обнаружили, что второе начало термодинамики может нарушаться на квантовом уровне, фактически пытаясь доказать обратное. Это открыло дорогу для создания квантового аналога знаменитого "демона Максвелла" – гипотетического существа, сортирующего быстрые и медленные молекулы. Чуть позже российские физики успешно реализовали эту идею на практике.

Авторы вычислили вероятность наблюдать, как электрон, "размазавшийся" за малую долю секунды, затем самопроизвольно локализуется. Оказалось, даже если ежесекундно находить и по очереди наблюдать по 10 миллиардов "свежелокализованных" электронов, висящих в пустом пространстве, то всего времени жизни Вселенной (13,7 миллиарда лет) хватит, чтобы лишь один раз увидеть обратную эволюцию состояния электрона, уточняет Naked Science.

2 КОММЕНТАРИЯ